Несмотря на то, что торжественная церемония вручения Премии REPA уже позади, самое ценное — это не только имена победителей, запечатлённые на наградах. Важен живой, профессиональный диалог, уникальная экспертиза и те глубокие инсайты, которые рождаются в процессе дискуссий членов жюри.
Сегодня мы даём слово тем, кто внимательно изучал, скрупулёзно оценивал и в итоге выбирал лучшие работы. Их взгляд — это отражение состояния современной российской архитектуры, её устремлений и места в глобальном контексте.
Первое, что единогласно отмечает состав жюри, — это поразительно зрелый уровень проектов-финалистов. Наталья Мутракова, исполнительный директор IND, признаётся, что оценивать работы в этом году было одновременно приятно и сложно. «Буквально не к чему было придраться», — делится она впечатлениями.
«Мы, члены жюри, задавали каверзные вопросы, но участники не просто представляли свои проекты, они предвосхищали наши будущие вопросы, давая глубокие, исчерпывающие ответы. Я должна отметить, что принимать окончательное решение было сложно, потому что работы были действительно сильными».
Это мнение о высокой планке разделяет Бруно Санта Сесилия, архитектор, доцент кафедры дизайна Школы архитектуры UFMG Arquitetos Associados из Бразилии. Он уверенно заявляет, что Премия REPA в этом году установила для отечественного девелопмента совершенно новую, высокую планку. «Было очень интересно увидеть такое масштабное, панорамное представление российского архитектурного производства», — отмечает Бруно Санта Сесилия.
«Широкий спектр представленных работ — от масштабных общественных пространств до камерных частных интерьеров — позволил составить целостную картину происходящего в индустрии. Принять окончательное решение в таких условиях честной конкурентной борьбы всегда было вызовом, но именно это делает судейский процесс по-настоящему ценным и объективным».
Для тех экспертов, кто оценивает работы участников не первый год, особенно заметна положительная динамика развития самой Премии. Сергей Пергаев, основатель и креативный директор архитектурного бюро Pergaev Bureau, с самого начала подчёркивает, что он наблюдает эволюцию Премии в динамике.
«Рост и развитие — налицо, они чувствуются постоянно», — отмечает эксперт. — «Для меня лично качество REPA — это сложная, многогранная система, выстроенная организаторами. Это не только то, как безупречно организован процесс, не только тот сервис, который создали для нас, членов жюри. Это та самая, тщательно продуманная форма, по которой мы оцениваем кейсы. Те специально снятые, подробные видео-презентации, которые позволяют максимально полно погрузиться в реальность проекта, который мы жюрим, почувствовать его атмосферу и масштаб».
Он также добавляет, что сам процесс оценки — это всегда большой интеллектуальный вызов. «Мозг буквально „кипит“, пытаясь оперативно, при этом глубоко включиться в каждый проект, понять его суть, концепцию и ценность», — улыбается Сергей Пергаев.
«Я могу сказать, что Премия в этом смысле не только отбирает лучшие работы. Она тренирует нас, экспертов, оттачивая нашу собственную систему оценки того, что же такое качественная архитектура».
Искреннее восхищение безупречной организацией и тёплой, почти семейной атмосферой также звучит в словах Артёма Укропова, сооснователя визионерского архитектурного бюро Megabudka. «Я поражён, насколько команде организаторов удаётся сохранять на протяжении всего процесса эту дружелюбную, вдохновляющую атмосферу. При этом вы очень внимательно относитесь ко всем участникам и членам жюри», — признаётся он.
«Да, жюрить было объективно тяжело — большой объём работ, огромное количество материалов, которые нужно было внимательно изучить. Я даже не думал изначально, что это займёт столько времени, потребует такой концентрации и умственной нагрузки».
«Но тем не менее, та часть, которая касается непосредственно судейства, организована блестяще», — продолжает Артём Укропов. «Всё, что ведёт к самому мероприятию, сделано на высочайшем уровне: всё заранее продумано до мелочей, никаких неприятных сюрпризов. Организаторы несколько раз вежливо напомнят, всегда улыбаются, и что самое главное, — в этом чувствуется искренность, настоящая, не наигранная. Это, честно говоря, невероятно приятно. Я смотрю на вашу сплочённую команду, на то, как всё это грандиозное событие сделано. И понимаю — за этим стоит намного больше труда, чем я мог предположить со стороны. Это меня искренне поражает. Вам действительно есть чем гордиться, а нам, архитекторам, есть чему у вас поучиться в части организации процессов».
Одной из наиболее обсуждаемых тем этого года, стала работа международного жюри. Его важность для развития всего архитектурного сообщества и для вывода российских проектов на глобальную арену невозможно переоценить. По мнению Натальи Мутраковой, такое плодотворное сотрудничество имеет принципиальное значение для дальнейшего повышения уровня и объективности оценки отечественных кейсов.
Опыт работы её бюро на международной арене показывает, что качество российских архитектурных услуг уже сегодня может на равных конкурировать с ведущими мировыми компаниями.
«Мы видим, как высоко оценивают качество работы отечественных архитекторов наши зарубежные коллеги», — говорит Наталья Мутракова. — «Поэтому такой профессиональный, конструктивный диалог в рамках жюри Премии, я уверена, будет только способствовать росту и признанию».
Архитектор Пабло Лорензино, основатель PLA Pablo Lorenzino Architecte, видит в этом процессе гораздо более глубокий, философский смысл подлинного культурного и профессионального обмена. «Для меня личный опыт и переживания действительно важны», — размышляет Пабло Лорензино.
«Конечно, у каждой страны, у каждой культуры, традиции — уникальные корни и богатое наследие. Именно сотрудничество, взаимный интерес, уважение являются тем самым топливом, которое необходимо для роста и эволюции архитектурного мышления. Для меня эта возможность, которая представилась мне в России, — бесценна. Такой интенсивный обмен опытом — это прекрасная возможность многому научиться, особенно когда ты приезжаешь и погружаешься в столь многогранную культуру, которая существует в России. Это очень обогащает».
«Мои впечатления от сообщества Премии— исключительно тёплые», — продолжает он. — «Даже находясь сейчас во Франции, я продолжаю активно общаться со всеми членами REPA, это общение — совершенно потрясающее. Я счастлив быть частью этого сообщества. После того, как впервые оказался на церемонии, я не могу сказать ничего, кроме слов благодарности, потому что здесь я почувствовал себя как дома. Так что это, я могу сказать, моя вторая семья, моя вторая часть большой семьи».
Бруно Санта Сесилия тоже уверен, что подобные инициативы имеют фундаментальное значение для создания новых, более высоких стандартов качества во всей строительной индустрии.
«Я думаю, что такие инициативы по международному профессиональному обмену должны активно распространяться по всему миру. Особенно среди стран БРИКС, где так много потенциала для совместного роста и созидания», — заключает он.
Пожалуй, самым дискуссионным аспектом участия международного жюри стала возможность взглянуть на привычные вещи с принципиально иного, альтернативного ракурса. Артём Укропов отмечает, что его особенно заинтересовал и обрадовал факт, что иностранное жюри в некоторых случаях оценивало проекты иначе, нежели российские эксперты. В этом расхождении он видит не конфликт, а созидательную ценность.
«У меня нет здесь какого-то категоричного вывода», — рассуждает Артём Укропов. — «В конце концов, все мы, архитекторы, люди с фундаментальным архитектурным образованием, говорим на одном языке форм и пространств. Но мне бы сейчас искренне хотелось пообщаться с иностранными коллегами, познакомиться с ними лично и понять: почему? Какие именно критерии, пусть в рамках общей системы оценки, стали для них ключевыми? Почему они, глядя на те же самые проекты, презентации, вынесли для себя противоположные, альтернативные вердикты? Возможно, то, что я услышал — всего лишь слухи, но сама по себе эта возможность разночтения уже заслуживает самого пристального, глубокого анализа».
Сергей Пергаев полностью поддерживает эту мысль, видя во мнении со стороны мощный катализатор креативности. Такой взгляд, даже если он кажется неожиданным, может натолкнуть на принципиально новые, нестандартные решения, помочь выйти за рамки привычных парадигм. «Эти неожиданные, порой непредсказуемые комментарии и видения — это мощнейший креативный момент», — уверен Сергей Пергаев.
«Они помогают нам, местным специалистам, точить наш собственный архитектурный „продукт“, шлифовать его, выводить на общемировой уровень, сохраняя при этом свою культурную и контекстуальную идентичность. Мы выступаем здесь в роли связующего звена, поддерживая диалог между локальным и глобальным, это невероятно вдохновляет в профессиональном смысле».
Таким образом, Премия REPA предстаёт не как важнейшая институция, выполняющая множество функций. Это зеркало, отражающее высокий уровень отечественной архитектуры, школа, повышающая квалификацию как участников, так и судей. Самое главное, в этом году Премия стала мостом, соединяющим российское архитектурное сообщество с мировым. Она поспособствовала диалогу, который обогащает все стороны и задаёт векторы для развития на будущее.
Оргкомитет международной архитектурно-девелоперской Премии REPA (Real Estate Property Awards) объявляет об открытии приема заявок 2026 года. Премия проходит уже в третий раз, закрепив за собой статус одного из ключевых событий рынка.
Ассоциация REPA представляет эксклюзивное исследование рынка лифтового оборудования, проведенное по инициативе ГК LIFT-IMPORT.
Спасибо!
Благодарим вас за обратную связь.
Наши менеджеры свяжутся с вами